Стили семейного воспитания

Страничка психолога 2Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях: 

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
  • как старший друг и советчик, которому можно доверять.

 

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.

Если Вы хотите уточнить, какой стиль воспитания преобладает в вашей семье, ответьте на следующие 10 вопросов:

Текст опросника

  1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?

А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.

  1. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?

А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;

Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;

В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.

  1. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?

А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;

В) порадуетесь.

  1. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? 

А) строго накажу;

Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято;

В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

  1. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать? 

А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;

В) займетесь своими делами.

  1. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?

А) разозлитесь и отругаете ребенка;

Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;

В) попытаетесь сами быстренько его одеть.

  1. Какова ваша стратегия воспитания? 

А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;

Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;

В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

  1. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?

А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;

Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати

В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

  1. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?

А) заставите его выполнить ваше поручение;

Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;

В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;

В) расстроюсь.

Обработка результатов

Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для  Вас стиль воспитания:  А – авторитарный; Б – демократичный ; В – либеральный.

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения.

Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка.

Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию.

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

 

Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:

  • откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
  • не предъявляйте ребенку завышенных требований;
  • замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
  • учитывайте интересы и желания ребенка;
  • будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
  • не ограничивайте самостоятельность ребенка;
  • поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:

  • уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
  • интересуйтесь их проблемами и успехами;
  • оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
  • чаще контролируйте поведение ребенка;
  • создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

 

Если возникла потребность в личном общении с психологом, на данную тему, Вы можете обратиться к психологу центра «Забота», предварительно договорившись о встрече по телефону 8(383-73)-56-450.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.